Дата размещения :

Маньеризм принадлежит к числу исторических стилей. Расцвет его пришёлся на эпоху позднего Ренессанса — XVI век. В этот период Италия переживала ряд политических потрясений. Вместе с этим люди начинали отходить от идеалов Возрождения. Популярность в искусстве стали набирать более иллюзорные течения, противопоставляющие земному миру с его проблемами размышления об абстрактных материях. Место для причудливых метафор находилось и в интерьерах состоятельных итальянцев.

Это направление не всегда считают полноценным стилем, относя лишь к модным тенденциям старых времён. Тем не менее, маньеризм стал предвестником появления многих стилистик, основанных на внешней красоте и причудливости композиций. В их числе — живописные барокко и рококо.

Маньеризм был призван помочь в создании пышной и величественной, но при этом многозначительной обстановки. Он представляет собой внушительный набор всевозможных приёмов по украшению помещения. Такой интерьер помогает произвести впечатление, пусть даже и напускным богатством. При этом в погоне за декорированием этот стиль способен отказываться от античных стандартов гармонии.

Узоры здесь могут покрывать большую часть свободного пространства. Расписанные яркими красками потолки и стены дополнялись лепными элементами. В таких домах обычно немало скульптурных композиций. Отличительная особенность творений той эпохи — изменённая анатомия фигур: длинные конечности, вытянутые шеи. Характерны также сложные позы и непременная многозначительность. Стиль придётся по душе любителям оригинальных ходов. К тому же, он допускает многочисленные (но непременно искусные) имитации. Камин, статуи, колонны жби и арки, порой даже окна, двери или шторы — всё это может быть нарисованным или приклеенным.

Палитру маньеризма составляют яркие, активные цвета: голубой, золотой, изумрудный, багровый. Обильно используются орнаменты, причём один может перетекать в другой. Этому правилу поддаётся и общая цветовая гамма. При этом цвета могут как сливаться, так и контрастировать между собой. Наряду с обычными узорами в декор обязательно вплетаются какие-либо символы, гербы или эмблемы. Популярны также фантазийные или аллегорические образы. Они могут встречаться как в лепнине или росписи, так и в картинах на стенах.

Маньеризм не предполагает обязательного однообразия. Основную важность в нём имеет не общая картина, а её детали. Мебель в таком помещении не обязана принадлежать одной эпохе. Единственное требование к ней — изысканность форм. Чем больше в каждом предмете вычурных элементов, тем органичней он впишется в подобную комнату. Резные ножки, красивая обивка, инкрустация и драгоценные накладки: многие предметы в таком доме представляют собой тонкую, практически ювелирную работу.

Закат маньеризма был связан с его перегруженностью. Избыточность декора часто приводила к тому, что расслабиться в заполненной символами и узорами комнате было невозможно. Из-за этого в чистом виде направление используется редко. Но его основные элементы способны эффектно сочетаться с другими стилями.